Мир судомоделиста
Форма входа

Меню

Новое на сайте
  • 24.06.2010 - Открылся форум, здесь Вы можете выкладывать фотографии своих кораблей

  • Кто на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Рейтинг посещений

    Друзья сайта
  • Дизайн-Студия
  • Мир моделей

  • Главная » FAQ » Паруса


    Парусное вооружение


    Рис Общий план такелажа и парусов английского судна 2 ранга 1700 г.
    Создан на основе плана P.C.Андерсона "Рангоут и такелаж"
    "St.George", 1701 г., с использованием большого числа
    рисунков и фотографий моделей, соответствующих тому времени.

    Паруса служат для приведение судна в движение и состоят из разного числа сшитых полотнищ парусины. Существует два главных типа парусов : прямые паруса и косые паруса, которые, в свою очередь, делятся на :

    Прямые паруса

    В XVIII веке трехмачтовое судно с полным вооружением - корабль нес следующие паруса :

    Рис Континентальное судно 1-го ранга с прямым вооружениеманглийской ориентации, к исходу 80-х годов XVIII в.

    * Бушприт - блинд(1) и бовен-блинд(2)

    * Фок-мачта - фок(3), фор-марсель(4) и фор-брамсель(5)

    * Грот-мачта - грот(6), грот-марсель(7) и грот-брамсель(8)

    * Бизань-мачта - крюйс-марсель(9) и крюйс-брамсель(10)

    С 1730 г. на малых судах паруса начали укорачивать и продвязывать их передней шкаториной к мачте. Это же делали до 1735г. и на больших судах, кроме больших линейных и Ост-индийских.

    Применять бом-брамсели над брамселями стали лишь в последние 20 лет XVIII века.

    1. Парусина после взятия рифов
    2. Подшивка
    3. Верхняя шкаторина
    4. Боковые шкаторины
    5. Нижняя шкаторина
    6. Ноковый изгиб
    7. Шкотовый угол
    8. Ликтрос
    9. Боуты
    10. Парусина, убираемая при взятии
    соответстствующего рифа
    11. Риф-банты
    12. Риф-сезни
    13. Ноковый кренгельс
    14. Кость 15. Риф-кренгельс для
    риф-шкентеля или штык-болта
    16. Кренгельс риф-талей
    17. Кренгельс для шпрюйта булиня
    18. Стоплат

    Прямые паруса несут на реях. Внешние кромки парусов, обшитые ликтросом называют шкаторинами. В зависимости от их положенияна прямых парусах различают верхнюю(реевую) и нижнюю шкаторины.
    Углы парусов тоже имеют названия. На прямых парусах различают нижние углы - шкотовые и верхние - ноковые.
    Края паруса подгибают и прошивают, поэтому они обычно двойные. Вдоль кромок паруса пришивают растительный или гибкий стальной трос, называемый ликтросом.
    Для укрепления паруса в наиболее напряженных местах нашивают полосы парусины. Если они идут параллельно нижней шкаторине, то их называют бантами, если - наискосок, то - боутами. Из последних отметим стоплат - нашивку с лица (Лицом у прямых парусов называется сторона, обращенная к корме, а изнанкой - к носу судна; изнанкой у косых парусов называют сторону, обращенную к левому борту, а лицом - к правому.) марселя, служившую для предохранения парусины от перетирания о марс и салинг. Шкотовые и ноковые углы, а также ликтрос дополнительно обшивают кожей.
    Рифами называют горизонтальный ряд завязок - риф-сезней, продетых сквозь парус, которые позволяют при необходимости уменьшить его площадь. Чтобы укрепить парус в районе прохода риф-сезней, на него параллельно нижней шкаторине нашивают полосу парусины - риф-бант с отверстиями - риф-гатами.
    Нижняя сторона паруса, обычно несколько изогнутая, с помошью шкотов и галсов прикрепляется в нижележащему рею или палубе судна.
    Паруса имеют вид равнобокой трапеции или прямоугольника. Такими парусами вооружаются крупные суда, называемые судами с прямым парусным вооружением. Прямые паруса позволяют развить судну очень высокую скорость, но только при попутных ветрах. Хождение галсами на судах с прямым парусным вооружением затруднено, так как наименьший угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью в носовой части судна равен примерно 67 градусов.
    Прямые паруса легко ставить, крепить и брасопить.


    Косые паруса


    В XVIII веке трехмачтовое судно с полным вооружением - корабль нес следующие паруса(у введенных в XVIII в. в скобках указан год) :
    Рис Континентальное судно 1-го ранга с косым вооружением
    английской ориентации, к исходу 80-х годов XVIII в.

    * Бушприт - фор- или фока-стаксель(1)(1773) - несли только на военных судах, фор-стень-стаксель(2)(1705) и кливер(3)(1705)
    * Между Фок- и Грот-мачтами - грота-стаксель(только на судах с количеством пушек меньше 50), грот-стень-стаксель(4), мидель-стаксель(5)(1773), грот-брам-стаксель(6)(1709) и грот-бом-брам-стаксель(1719)
    * Между Грот- и Бизань-мачтами - бизань-стаксель(апсель)(7), крюйс-стень-стаксель(8)(1709) и крюйс-брам-стаксель(9)(1760)
    * Бизань-мачта - бизань(10)


    Латинские паруса


    1 - латинский парус
    2 - мачта
    3 - рю

    Эти паруса, треугольные по форме, привязывают к рею (рю) длинной стороной; в диаметральной плоскости судна, по направлению к корме, их растягивают при помощи шкота. Латинские паруса относятся к косым. Они, в отличие от прямых парусов, позволяют судну идти круче к ветру, а именно под углом до 20°. Латинские паруса называют в зависимости от принадлежности к той или иной мачте, а именно: латинские фок, грот и бизань. Наибольший парус, применявшийся на галерах, назывался по-итальянски bastardo, средний — borda и наименьший marabotto или marabutto. Тот или иной парус ставили в зависимости от силы ветра. При непогоде на "фортуна"-рее поднимали прямой - штормовой парус.
    До конца XVIII века на судах с прямыми парусами, бизань-мачта несла латинскую бизань. Начиная с середины XVIII века применяют бизани двух форм: традиционной треугольной (т.н. бизань французского типа) и трапециевидной, закрепленной своей верхней стороной на рее, а передней, вертикальной ,- на мачте (т.н. бизань английского типа типа). Бизань этой формы была похожа на гафельный парус - трисель.
    Бизань на больших судах почти до 1790 года была латинским парусом на рю.


    Гафельные паруса


    Рис.2 Гафель-топсель
    1 - фаловый угол
    2 - галсовый угол
    3 - шкотовый угол
    4 - угловые боуты
    5 - передняя шкаторина
    6 - нижняя шкаторина
    7 - задняя шкаторина
    8 - ликтрос
    9 - люверс
    10 - ползун

    Рис.3 Трисель и галф-топсель шхуны
    1 - трисель
    2 - галф-топсель
    3 - гафель
    4 - гик

    Верхний передний угол называют - верхним галсовым, задний верхний - нок-бензельным, передний нижний - галсовым и задний нижний - шкотовым.
    Гафельный парус присоединяют к мачте при помощи деревянных или железных обручей - сегарсов. К бизань-гику его крепят или при помощи сезней или так же, как латинские паруса к реям, - слаблинем, огибавшим гик или специальный проводник, натянутый по бизань-гику. Трисель к гафелю прикрепляют аналогичным образом.
    Гафельные паруса. Имеют трапециевидную форму и разделяются на собственно гафельные паруса (трисели), галф-топсели, люгерные, или рейковые, и шпринтовые. Трисель имеет форму неправильной трапеции, которая своим нижним краем прикреплена к гафелю бизани, нижним — к бизань-гику и вертикальной стороной — к мачте или трисель-мачте.
    Галф-топсель — треугольный парус, который своей нижней стороной крепится к гафелю бизани, а вертикальной — к стеньге.
    Трисели ставят на бизань-мачтах судов с прямыми парусами и на всех мачтах гафельной шхуны. На тендерах трисель и галф-топсель в настоящее время заменены одним треугольным парусом, вертикальная сторона которого ходит вдоль мачты по специальному пазу или погону, а нижняя крепится к гику. В Англии и России его называют бермудским.
    Люгерные, или рейковые, паруса являются особой разновидностью гафельных: верхняя сторона их крепится к маленькому рейку, фал которого закреплен на 1/з длины рейка, считая от переднего нока. Их так и называют третьяки. Передний нижний угол паруса натягивают по направлению к носу, а задний - по направлению к корме.
    Есть и четвертак. Так называют люгерный парус, передний нижний угол которого крепится вблизи мачты, а фал — на 1/4 длины рейка, считая от переднего нока.
    Шпринтовые паруса — это четырехугольные паруса с острым задним ноковым углом, который растягивается диагонально поставленным штоком — шпринтовом. Нижний конец шпринтова упирается в стропку на мачте, а верхний — в задний ноковый угол паруса. Раньше гафельные паруса делили на следующие: гафельные паруса с гафелем и гиком (паруса бригантин); гафельные паруса без гика; шпринтовые паруса, аналогичные вышеприведенным, называвшиеся также livadra — по наименованию шпритова; люгерные паруса, идентичные "третьякам", и билландеры, также похожие на "третьяки". Билландер был главным парусом судов, которые англичане и голландцы использовали в качестве торговых. Это были двухмачтовые суда с парусом очень длинной трапециевидной формы, который висел на небольшом рее. К косым парусам относятся треугольные паруса: гуари и большие сферические спинакеры, устанавливаемые на носу при помощи выстрела — спинакер-гика — и используемые при попутном ветре. Этот парус дополнительный.


    Кливер


    Рис.4 Кливер
    1 - фаловый угол
    2 - галсовый угол
    3 - шкотовый угол
    4 - угловые боуты
    5 - передняя шкаторина
    6 - нижняя шкаторина
    7 - задняя шкаторина
    8 - ликтрос
    9 - люверс

    В Эти треугольные паруса ставят между фок-мачтой и бушпритом, иногда прямо на штагах или леерах, специально натянутых для них. Кливера появились в XVIII в.
    Современные парусные суда, имеющие длинный утлегарь, могут нести следующие кливера: на фока-штаге — штормовой фор-стеньги-стаксель или фор-стаксель (последние поднимают во время шторма; в XIII в. в этих случаях ставили так называемый двойной парус или "штормовой кливер"); на фор-стень-штаге — фор-стеньги-стаксель; на леерах — средний кливер, кливер и бом-кливер. Иногда применяют еще и шестой кливер, который ходит по фор-бом-брам-штагу.
    При небольшом утлегаре парусные суда несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, средний кливер, кливер и бом-кливер.
    На тендерах и яхтах ставят особый кливер, нижний край которого имеет значительную длину. Такой кливер называют "генуя" (генуэзский стаксель).
    Военные суда обычно несли четыре кливера: фор-стеньги-стаксель, или "малый кливер"; средний кливер, кливер, или "второй кливер", или "фальш-кливер"; бом-кливер, или "третий кливер".
    Стаксели бывают треугольными или четырехугольными и ходят по штагам, от чего они и получили название стаксели (нем. Stagsegel, Stag - штаг, Segel - парус).
    Стаксели, находящиеся между фок- и грот-мачтами, разделяют на следующие: грота-стаксель (применяют редко), грот-стень-стаксель (называют также "угольным", так как камбуз на судах большей частью располагали за фок-мачтой и дым из камбузной трубы загрязнял его), грот-брам-стаксель и грот-бом-брам-стаксель. Между грот- и бизань-мачтами ставили апсель, или бизань-стаксель; крюйс-стень-стаксель; крюйс-брам-стаксель и крюйс-бом-брам-стаксель.
    Раньше различали следующие стаксели: грота-стаксель, грот-стень-стаксель, "второй" или "малый" грот-стень-стаксель (его ставили на судах с двумя грот-стень-стакселями и называли иногда грот-топ-стень-стаксель, теперь мидель-стаксель), грот-брам-стаксель, крюйс-стаксель или "крюйс-кливер"; крюйс-стень-стаксель, крюйс-брам-стаксель и "второй" крюйс-брам-стаксель (применяли редко).


    Прямые паруса несут на реях, косые на штагах(стаксели) и на гафелях(трисели). Все паруса были треугольными или четырехугольными.

    Cуществуют еще добавочные паруса, которые служат для увеличения общей площади парусов и соответственно скорости, и штормовые паруса - в штормовых условиях обычно уменьшают площадь парусов в соответствии с силой ветра. К штормовым парусам относят фор-стеньги-стаксель, штормовой фор-стеньги-стаксель, нижние марсели, зарифленный грот, грот-стень-стаксель и зарифленную бизань.

    Добавочные паруса


    Лисели
    a - ундер-лисель
    b - марса-лисель
    c - брам-лисель

    Крепление бонета
    1 - основной парус
    2 - бонет
    3 - трос

    Паруса, которые добавляют к основным прямым парусам судна, чтобы увеличить скорость при слабом ветре, называют добавочными. К ним относятся: трапециевидные лисели и брам-лисели, которые ставят по бокам марселей и брамселей, треугольные или четырехугольные ундер-лисели, которые ставят по бокам фока и грота.
    Ранее добавочными парусами называли и парусину, которую крепили к прямым парусам с боков, а иногда и снизу. Это лисели или бонеты. Различали: фока- и грота-бонеты (ундер-лисели), фор- и грот-марса-бонеты, фор- и грот-брам-бонеты. Иногда бонеты или лисели ставили и у бизани и крюйселя.
    В течение XIV—XVI вв. бонеты крепили снизу непосредственно к нижним парусам, в том числе и к латинской бизанн. С введением рифов они вышли из употребления.


    Типы парусного вооружения


    По оснащению парусами, различают следующие типы парусного вооружения :
    Прямое вооружение

    Прямое вооружение характеризуется наличием у судна прямых парусов, которые крепятся верхней шкаториной к реям (горизонтальные рангоутные деревья, устанавливаемые на мачтах).

    Прямое вооружение - одно из древнейших вооружений судов, удобно в обслуживаниии, позволяет развивать высокую скорость, но эффективно только при попутном ветре.
    Рейковое вооружение

    Kитайский рейковый парус (общеизвестный в Западной Европе как вооружение джонки) эффективен при плавании как острыми, так и полными курсами к ветру, легко поддается рифлению и обслуживается небольшим экипажем.
    Благодаря тому, что парус составляют из частей, а жесткость конструкции обеспечивает бамбук, его можно легко и быстро ремонтировать. Это простое и эффективное вооружение ранее никогда не использовалось на рабочих лодках в других частях света. В последнее время проектировщики начали осознавать его преимущества, и джоночное вооружение устанавливают на некоторых современных яхтах.
    Латинское вооружение

    Cвоим происхождением латинский парус обязан арабсому судоходству, затем он появился на галерах Средиземного моря, в дальнейшем - в северо-европейских районах : его широко применяли до XVIII века. Достаточно для этого посмотреть модели российских кораблей того времени или картины художников-маринистов, потом на смену ему пришло гафельное вооружение, а затем и бермудское.
    Tакелаж с этим парусом хорошо приспособлен для спокойных вод и легкого ветра; с ним достигалась довольно высокая скорость. Латинское вооружение характеризуется треугольным парусом, подвязаным к рю, висевшим под углом 45 гр к мачте, и короткой мачтой. Под небольшим углом к рю в верхней части паруса проходил риф-бант.

    Примером использования латинского вооружения может служить галеас.

    Гафельное вооружение

    Современный голландский шлюп незначительно изменился по сравнению со своим предшественником, который был распространен в Нидерландах в XVII веке. Гафельный грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой четырехугольный парус, поднимаемый с помощью подвижного рангоутного дерева - гафеля (как и другие части рангоута служит для несения косых парусов, особенность гафеля - возможность свободно перемещаться от траверза одного борта до траверза противоположного), нижняя шкаторина паруса крепится к гику (рангоутное дерево, служащее для растягивания нижней шкаторины косых парусов, могут быть глухо закреплены или быть подвижными).

    Шпринтовое вооружение

    Шпринтовое вооружение характеризуется наличием шпринтового грота, который крепится при помощи специальной мачты - шпринтова. Суда, вооруженные шпринтовым парусом, ходили у голландских и немецких берегов Северного моря. Шпринтовый такелаж был характерен и для судов внутреннего плавания.

    Бермудское вооружение


    Бермудский грот, от которого вооружение получило свое название, представляет собой треугольный парус, поднимаемый на высокой мачте. Бермудское вооружение вытеснило гафельное в первые годы XX в.


    Курс судна относительно ветра


    B парусном флоте курс может определяться как угол между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. Различают курсы: противный, бейдевинд, галфвинд, бакштаг, фордевинд. В зависимости от того, с какого борта дует ветер, курсы могут быть правого и левого галса. В зависимости от направления ветра меняется эффективность парусного вооружения: прямые паруса наиболее эффективны при фордевинде и полном бакштаге, косые паруса - при галфвинде и полном бейдевинде.


    Поиск по сайту

    Мини чат
    200

    Новости


    Design by Aigiz © 2010-2011

    Бесплатный хостинг uCoz