Мир судомоделиста
Форма входа

Меню

Новое на сайте
  • 24.06.2010 - Открылся форум, здесь Вы можете выкладывать фотографии своих кораблей

  • Кто на сайте

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Рейтинг посещений

    Друзья сайта
  • Дизайн-Студия
  • Мир моделей

  • Главная » FAQ » Такелаж


    Такелаж - общее наименование всех снастей, составляющее вообще вооружение судна или вооружение рангоутного дерева. Такелаж, служащий для удержания рангоута в надлежащем положении, называется стоячим, весь же остальной - бегучим.

    Стоячий и бегучий такелаж состоит из металлических или растительных тросов и цепей, которые относятся к вооружению мачт и парусов.
    Стоячий такелаж

    Назначение стоячего такелажа - поддерживать и укреплять рангоут судна. К стоячему такелажу относят тросы трех типов:

    * ванты, см. также Нижние ванты и фордуны старинных судов
    * фордуны, см. также Нижние ванты и фордуны старинных судов
    * штаги,

    Ванты 


    Вантами называют тросы стоячего такелажа, удерживающие мачту с боков. Нижние мачты и стеньги имеют свои собственные ванты. Ванты нижних мачт, которые идут от топа соответствующих нижних мачт до вант-путенсов на фальшборте, называются фок-, грот- и бизань-вантами; ванты стеньг, идущие от салинга стеньги до путенс-вант соответствующего марса, - стень-вантами, фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-вантами; ванты брам-стеньг, идущие от топа брам-стеньги до путенс-вант бом-салингов, - брам-вантами, фор-брам-, грот-брам- и крюйс-брам-вантами.

    Фордуны
    Стеньги и брам-стеньги дополнительно удерживаются с боков и сзади фордунами. Их крепят на соответствующих мачтах, проводят к бортам судна и набивают так же, как и ванты. Благодаря применению фордунов можно уменьшить число вант на мачтах и отказаться от постройки особо мощных салингов и марсов.
    Фордуны называют по мачтам, на которых они стоят. Имеются фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-фордуны, обычно две или три снасти с каждого борта, и один или два брам-фордуна и бом-брам-фордуна, тоже с каждого борта.

    Стоячий такелаж парусного судна XIX в.
    1 -нижняя мачта, 2 -марс; 3 -стеньга; 4 - брам-стеньга, 5 -салинг, 6 -нижние ванты; 7 -стень-ванты; 8 -брам-ванты: 9 -путенс-ванты; 10 -стень-фордуны; 11 -брам-фордуны; 12 -бом-брам-фордуны; 13 - шкентель сей-талей, 14 -тали марса-фала(драйрепа); 15 -штаги.

    Ванты:
    а -разбивные с огоном, образованным при помощи бензелей; b- парные.
    1 -юферсы; 2 -плоский бензель; 3 -клетневка; 4 -огон.

    Ванты и фордуны изготовляют из толстого растительного троса; они могут быть парными или одиночными, т. е. разбивными. Для получения первых трос необходимой толщины и длиной, равной двум длинам мачты, складывают пополам и на некотором расстоянии от сгиба делают бензель. Образовавшийся огон накладывают на топ мачты. Чтобы ванты не перетирались в месте огона, а также на концах (в местах крепления юферсов), их клетнюют.


    Вооружение нижних вант и фордунов
    К вооружению нижних вант и фордунов относят вант-путенсы, руслени, сей-шкентели и ворсты.
    Вант-путенсы - железные полосы прямоугольного сечения, устанавливаемые на борту судна при помощи сквозных болтов; к вант-путенсам крепят юферсы или винтовые талрепы. Раньше на нижнем конце вант-путенсов часто ставили путенс-планку, служившую для его дополнительного крепления к борту

    Вант-путенсы современного парусного судна.
    1 - руслень; 2 - регель русленя; 3 - путенс-планка; 4 - вант-путенсы.

    Руслени - горизонтальные балки, с помощью которых верхние концы вант-путенсов относят от борта, для того чтобы ванты и фордуны имели больший разнос. Руслени соединяют с фальш-бортом при помощи деревянных книц и металлических подпорок - пютенгов. В руслене проделывают вырезы для прохода вант-путенсов, сверху вырезы закрывают деревянной планкой - регелем. Различают фок-, грот- и бизань-руслени правого и левого бортов. Руслени были не на всех парусных судах. На малых и средних (бригах, бригантинах и др.) обычно вант-путенсы крепили различными способами непосредственно к корпусу.
    Сей-шкентели - короткие растительные или проволочные тросы, толщина которых одинакова с толщиной вант. Сей-шкентели огоном накладывают на топ мачты. В огоне второго конца находится коуш, к которому крепят блок гиней - сей-талей, служащий для подъема больших грузов. В нерабочем состоянии сей-тали закрепляют на руслене за вантами.

    Выбленки

    Ворст - оплетенный деревянный шток или железный прут, поставленный горизонтально над талрепами вант и фордунов. Он служит для удержания талрепов на одинаковом расстояний друг от друга. Одновременно ворст является первой ступенькой на вантах при подъеме на мачту.
    Выбленки - тированные растительные концы, располагаемые горизонтально на вантах на равном расстоянии друг от друга. Они образуют ступеньки для подъема на рангоут судна. На современных парусных судах выбленки выполняют из проволочных тросов, железных или деревянных прутов - балясин. Выбленки подвязывались при помощи специального выбленочного узла.
    Установка нижних вант

    Огоны нижних вант накладывают на топы нижних мачт и опускают до лонга-салингов. При этом вначале устанавливают носовые парные ванты правого и левого бортов. Число вант и фордунов зависит от высоты мачты и грузоподъемности судна.

    Крепление стоячего такелажа на топах мачт и стеньг:
    а - нижних вант; b- стень-вант и стень-фордунов; с - брам-вант и брам-фордунов; d - бом-брам-фордунов. 1 -ванты; 2 -штаги; 3 -фордуны; 4 -клотик; 5 -леер для стакселя.


    Стень-ванты
    Эти ванты имеют диаметр меньший, чем нижние; их устанавливают на стеньгах соответствующих мачт и набивают талрепами, стоящими на марсах. Вант-юферсы стень-вант меньше, чем нижних вант, но крепят их одинаково. Нижние юферсы закрепляют на железных прутьях - путенс-вантах, нижние концы которых находятся на ракс-бугеле нижнего рея или под ракс-бугелем на специальном путенс-вант-бугеле. Затем путенс-ванты проводят через отверстия по краю марса, и их верхние концы завершают кольцами, к которым скобами крепят путенс-вант-юферсы. На металлических вантах применяют винтовые талрепы.

    Путенс-ванты.
    1 - путенс-ванты; 2 - путенс-вант-юферсы; 3 - путенс-вант-бугель.

    Иногда путенс-ванты составляют со стень-вантами единое целое, ванты идут от топа стеньги через боковые отверстия в марсе и далее на путенс-вант-бугель. Но так поступают только на небольших парусных судах. Путенс-ванты называют по мачтам, на которых они стоят, а именно: фор-, грот- и крюйс-путенс-ванты правого и левого бортов.
    Стень-ванты тоже имеют выбленки и ворсты (последние только на больших парусных судах). От марса к путенс-вант-бугелю проводят два-три троса с кнопами, облегчающими подъем на марс. Их называют "марс-шпринг-перты". На больших судах эти тросы, представляющие собой своего рода переход от нижних вант к стень-вантам, имеют выбленки. На таких судах обычно имеются и стень-сей-шкентели; к ним присоединяют тали, которые служат для подъема легких грузов. Вначале, до установки вант, на стеньги накладывают шкентели, и в нерабочем состоянии их крепят позади вант на руслене. Затем на стеньги ставят фордуны, которые крепят еще дальше в корму.
    Брам-ванты и брам-фордуны

    Брам-ванты по толщине еще меньше, чем стень-ванты. Тали брам-вант крепят на путенс-вантах салинга. Сами же путенс-ванты крепят к боковым рымам бугеля, находящегося под ракс-бугелем марса-рея. На малых судах брам-ванты составляют единое целое с путенс-вантами. Фордуны от топа соответствующей брам-стеньги проводят через рожки салинга и крепят за вантами в корму. Брам-ванты на больших парусных судах иногда имеют выбленки.


    Штаги - снасти стоячего такелажа, удерживающие мачты в продольном направлении; от мачт штаги идут к носу. Имеются фока-, грота- и бизань-штаги; фор-стень-, грот-стень- и крюйс-стень-штаги, фор-брам-, грот-брам- и крюйс-брам-штаги и фор-бом-брам-, грот-бом-брам- и крюйс-бом-брам-штаги.
    Штаги, как и ванты, выполняют из толстых растительных или проволочных тросов и устанавливают парами или поодиночке. Для образования двойного штага трос складывают пополам и недалеко от места перегиба ставят плоские или коренные бензели, в результате чего образуется огон.

    Рис.1 Натяжное устройство со штаг-блоком для обтягивания штага.
    1 - штаг-блок, или штаг-юферс, 2 - штаг; 3 - штаг-юферс с металлической оковкой; 4 - талреп


    На одиночных штагах делают огоны с бензелями (двумя или тремя) или простые плетеные огоны. Последние менее прочные. Иногда конец троса выделывают особо, в результате чего образуются две лапки с очками. Для установки снасти рангоут охватывают лапками и, продев в очки линь, вяжут плоский бензель. Лапки делают в том случае, если по тем или иным причинам нельзя поставить бензельный или плетеный огон, например на штагах нижних мачт и стеньг; при этом штаг накладывают поверх вант.
    В местах трения, а именно огона на мачте и крепления юфер-сов, накладывают клетневину. Металлические штаги клетнюют полностью.
    Штаги набивают талрепами на штаг-блоках или винтовыми талрепами. Штаговые блоки имеют стропы из растительного троса или железную оковку, причем обычно штаг-блок с железной оковкой коренной.


    Грота-штаги
    Грота-штаги. Обычно устанавливают два грота-штага, которые крепят на мачте при помощи лапок с очками. Концы обоих штагов набивают талрепами на штаг-блоках и закрепляют на палубе по бокам фок-мачты (рис.1).
    Штаг-блоки ввязывают в штаг при помощи плоских бензелей; нижние блоки крепят на палубе к обухам. На клиперах грота-штаги не имеют талей, и их коуши, ввязанные в огоны, непосредственно крепят на обухах с обеих сторон от фок-мачты.

    Фока-штаги
    Два фока-штага заводят так же, как и грота-штаги. Если судно было небольшим и фок-мачта стояла близко к носу, то штаг набивали талрепом на штаг-блоках, нижний из которых устанавливали на бушприте (рис.2) или закрепляли на недгедсах; в последнем случае нижний блок заключали в железную обойму и крепили на обухе.


    Рис.2 Крепление фока-штагов на бушприте парусного судна XIX в.
    1-бушприт; а-утлегарь; 3-левый фока-штаг; 4-правый фока-штаг, 5 - штат-блоки для ватер-бакштагов; б-штаг-блоки для ватер-штагов; 7-талреп штаг-блоков.

    Рис.3 Крепление бизань-штага на грот-мачте.
    1 - грот-мачта; 2 - металлический бугель c рымом; 3 - коуш со скобой: 4 - бизань-штаг.


    На современных парусных судах нижние концы парных фока-штагов не имеют талей и своими коушами крепятся на обухах.

    Бизань-штаги.
    Применяют одинарные или парные бизань-штаги, в зависимости от размеров судна. Набивают штаг-блоками и крепят на палубе около грот-мачты на обухах. На современных парусных судах бизань-штаги не имеют талей и идут к обухам на палубу или к железному бугелю на грот-мачте. С бугелем их соединяют с помощью штаг-блока или коуша и скобы (рис. 3).
    Грот-стень-штаги

    Стень-штаги, которые крепят на топе стеньги, бывают простые (одинарные) или двойные, как и нижние штаги (рис. 4). Оба конца двойных штагов у фок-мачты прохо-дят через два блока, расположенных выше места крепления ниж-них вант, затем их ведут на марс, где набивают талрепами на штаг-блоках или винтовыми талрепами. Если расстояние между грот-и фок-мачтами значительное, то штаги идут непосредственно к пяртнерсу фок-мачты и на палубе обтягивают талрепами, стоящими на обухах. Стаксель ставят на одинарный или на нижний штаг.


    Рис.4 Установка стень-штага на стеньге
    1 - стеньга, 3 - брам-стеньга; 3 - штаг.




    Рис.5 Крепление нижнего конца крюйс-стень-штага.


    На современных парусных судах штаги крепят при помощи коушей и обухов на фор-марсе или на палубе у пяртнерса фок-мачты. На шхунах и бригах грот-стень-штаг крепят на эзельгофте фок-мачты при помощи коуша и рыма.

    Фор-стень-штаги
    Фор-стень-штаги бывают простые или двойные. Их крепят на топе фор-стеньги. Затем оба штага проходят через шкивы, укрепленные в обоймах позади эзельгофта бушприта или через два блока, поставленных на том же эзельгофте. Далее штаги ведут вдоль бушприта и набивают талями из штаг-блоков, установлен-ных на недгедсах. Иногда фор-стень-штаги проходили через отверстия-гаты двух уток на ноке бушприта и обтягивались талями из штаг-блоков, установленных на недгедсах. Последний способ проводки применяли до первой половины XIX в. Двойной фор-стень-штаг мог огибать бушприт и утлегарь (или только утлегарь) и поддерживаться уткой.
    Простой фор-стень-штаг оканчивается огоном с коушем и крепится на эзельгофте бушприта. Фор-стеньги-стаксель ставят на переднем штаге.

    Крюйс-стень-штаги
    Крюйс-стень-штаги обычно простые. Их крепят на топе крюйс-стеньги так же, как и предыдущие. Нижний конец штага закрепляют на марсе на огонах вант (рис. 5) или на бугеле, который находится на грот-мачте под марсом. Крюйс-стень-штаг набивают на грот-марсе талями с юферсами (на старинных судах) или, как грот-стень-штаг, непосредственно на эзельгофте.

    Грот-брам- и грот-бом-брам-штаги
    Грот-брам- и грот-бом-брам-штаги простые и имеют на верхнем конце сплесненный огон или огон, образованный при помощи плоских бензелей. Их устанавливают на топах соответствующих стеньг.
    Грот-брам-штаг крепят на эзельгофте фор-стеньги или на фор-салинге, а бом-брам-штаг - на эзельгофте фор-брам-стеньги или на фор-бом-салинге. Иногда их вели через шкивы в эзельгофтах вдоль мачты вниз и крепили на огонах нижних вант.

    Фор-брам- и фор-бом-брам-штаги
    Фор-брам- и фор-бом-брам-штаги - это простые штаги, которые, как и штаги грота, накладывают на топы соответствующих стеньг плетеными или бензельными огонами. Фор-брам-штаг идет к ноку бом-утлегаря, где проходит через гат и гаком крепится на боковой стороне бугеля мартин-гика или, если на мартин-гике.
    Фор-бом-брам-штаг проходит через гат на иоке бом-утлегаря и крепится гаком на бугеле мартин-гика или про-ходит через другой гат на мартин-гике и набивается талями с юферсами на недгедсах.

    Крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-штаги
    Крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-штаги - это простые штаги. Их устанавливают на стеньгах бизани, как и предыдущие. Крюйс-брам-штаг при помощи коуша крепят на эзелыофте грот-маты, иногда он проходит через маленький шкив на эзелыофте, спускается к грот-мачте вниз и набивается винтовым талрепом на марсе или на огоне нижних вант. Крюйс-бом-брам-штаг крепят на салинге при помощи коуша или, как крюйс-брам-штаг, на нижних вантах. При этом он проходит через небольшой шкив на эзельгфте.


    Топенантами называют растительные или стальные тросы, которые идут к концам реев и удерживают их в горизонтальном положении. В зависимости от рея, к которому они относятся, различают фока-, фор-стень-, фор-брам-топенанты и т. д.

    Рис.1 Топенанты со-временного парусного судна.

    1 - нижний рей; 2 - нижний марса-рей; 3 - верхний марса-рей; 4 - брам-рей; 5 - бом-брам-рей; 6 - глухие топенанты; 7 - "бегучие" топенанты; 8 - нок рея; 9 - ноковый бугель; 10 - ушки бугеля со скобами для топенантов; 11- ушки со скобами для перт и брасов; 12 - ушки для перт; 13 - гитов верхнего марселя; 14 - бугель для крепления блока гитова; 15 - шкив-гат со шкивом для шкота нижнего марселя; 16 - бугель с ушками для направляющего блока шкота нижнего марселя.

    Топенанты нижних реев
    Коренные концы топенантов с по-мощью коушей и скоб крепят на ушках ноковых бугелей реев, затем проводят через блоки, установленные по обеим сторонам мачты на эзельгофте, и через "собачью дыру" на марсе к основанию мачты, где набивают при помощи простых или двойных талей (в зависимости от размеров судна). Лопарь талей закрепляют на кофель-нагельной планке около мачты (рис. 402).

    Марса-топенанты
    На нижних марса-реях обычно нет топе-нантов, вместо них употребляют гитовы верхнего марселя. Верх-ние марса-реи имеют глухие (неподвижные) топенанты, которые закрепляют на ноке рея и на эзельгофте. На больших парусных судах применяют двойные топенанты (см. рис.1).

    Брам-топенанты
    На нижних брам-реях нет топенантов, их функции выполняют Гитовы верхнего брамселя. На верхние брам-peи заводят глухие топенанты таким же образом, как и на верхние марса-реи.

    Бом-брам-топенанты
    Бом-брам-топенанты глухие, их заводят так же, как и преды-дущие.

    Бизань-гика-топенанты
    Бизань-гика-топенанты служат для подвешивания бизань-гика.


    Ванты старинных судов обтягивали талями с юферсами, которые были похожи на современные. Они имели овальную форму и два-три отверстия. Кроме них применяли штаг-юферсы. К корпусу нижние юферсы крепили при помощи вант-путенсов, состоявших из одного или двух железных стержней или железной цепи. На рис.1 приведены некоторые виды старинных вант-путенсов.
    Руслени повсеместно появились тогда же, когда и составные мачты. Выбленки начали применять с XV в., до этого времени на нижних мачтах ставили специальные трапы.

    Ванты и фордуны изготовляли из толстого троса, причем уже с XVII в. их делали или парными, из одного троса, сложенного пополам, или одиночными, разбивными, из двух тросов, соединенных разрубным огоном. На концах тросов крепили юферсы, причем обычно ставили три бензеля, первый из них - вплотную к юферсу.

    Рис.1 Старинные вант-путенсы:
    а - 1500 г.; b - 1500-1600 гг.; с, d - 1650 г.; е, f - 1700 г.


    Обычно на каждом борту судна имелось: на фок-мачте - восемь вант, на грот-мачте - девять и на бизань-мачте - шесть. Кроме этого, на каждом борту было на фор-стеньге - три фордуна, выполненных из четырех тросов: двух, сложенных пополам, или двух, соединенных разрубным огоном; на грот-стеньге - четыре (из четырех тросов, сложенных пополам) и на крюйс-стеньге - только один. Брам-стеньги имели по два фордуна на каждой стороне (рис.2,3).

    Рис. 2. Стоячий такелаж судна XVIII в.
    1 -нижние ванты; 2 -стень-ванты; 3 -брам-ванты; 4 -руслень; 5 -вант-путенсы; 6, 7 -путенс-ванты; 8 -фордуны.

    Вооружение нижних вант и фордунов

    Руслени - мощные балки, установленные горизонтально на бархоуте. Руслени крепили к корпусу и дополнительно подкрепляли кницами и железными или деревянными подпорками - пютенгами. Различали фок-, грот- и бизань-руслени. Под русленями стояли вант-путенсы, к верхним концам которых при помощи железных оковок были присоединены юферсы. Коренной конец талрепа, пропущенный через юферс, заканчивался талрепным кнопом и крепился на юферсе, а ходовой - на нижнем конце вант.
    Вант-путенсы - два больших вытянутых звена, выполненных из пруткового железа. Верхнее звено заводили в очко стропа юферса, конец второго был изготовлен в виде маленького кольца. На это кольцо накладывали железную пластину - путенс-планку с двумя отверстиями. Через них, кольцо вант-путенса, борт и вну-треннюю обшивку пропускали болты с плоскими круглыми головками. Концы болтов шплинтовали. Обычно вант-путенсы крепили на корпусе на высоте третьего бархоута, граничащего с нижними косяками пушечных портов второй палубы. Вант-путенсы бизани, как правило, не имели путенс-планки, крепили их только одним болтом. В местах прохождения вант-путенсов на руслене делали вырезы, которые после установки вант-путенсов прикрывали деревянной рейкой - регелем. (См. Рис.4 )

    Рис.4 Руслень и вант-путенсы барка XVIII в.
    1 -вант-путенс-юферсы; 2 -руслень; 3 -металлический пютенг; 4 -кница; 5 -регель русленя; 6 -вант-путенсы, 7 -путенс-планка; 8 -болты.


    Выбленки ставили на нижние ванты, а внизу, вблизи юферсов, и вверху, вблизи марса, где ванты сближались, на них крепили мощный конец - ворст, предназначенный для удержания вант на равном расстоянии друг от друга.
    Сей-шкентели ставили до установки вант на топ мачты для подсоединения гиней, "больших талей" и "добавочных вант" (см. далее). Гини служили для подъема тяжелых грузов и шлюпок. Обычно на фок- и грот-мачтах было по два сей-шкентеля (по одному на каждой стороне).
    "Добавочные ванты" (их называли "фальшванты" или "шторм-ванты") состояли из двух пар вант, которые заводили во время шторма для облегчения работы обычных вант; применяли на галионах и судах более позднего времени. К нижним мачтам их крепили огоном или подсоединяли к сей-шкентелям и тянули к русленю в корму за постоянными вантами.
    "Шторм-фордуны" применяли лишь при плохой погоде. Фордун на верхнем конце имел кренгельс, а на нижнем - огон с коушем, в который заходил гак талей фордуна. При кормовых ветрах устанавливали два фордуна, по одному на каждой стороне мачты, а при боковых - только один, с наветренной стороны. Второй блок талей фордуна крепили гаком на руслене.
    "Большие" тали на сей-шкентелях использовали для обтягивания вант и подъема легких грузов. В нерабочем состоянии гак нижнего блока и гини крепили на обухе русленя. Двое талей на сей-шкентелях фок-мачты применяли в основном для работы с якорными канатами. На ноки реев для различных работ заводили так называемые нок-тали. На современных парусных судах их устанавливают при необходимости.

    Рис.5 Оплетка вант:
    I-III - первый-третий шаги. 1 - ванты; 2 - швиц-сарвени


    "Оплетка" вант. Ванты правого и левого бортов под фока-и грота-марсами связывали между собой при помощи шхер-тросов или швиц-сарвеней. Это облегчало проводку бегучего такелажа сверху. Оплетка вант показана на рис.5. Иногда к шхер-тросам привязывали коуши, через которые пропускали бегучий такелаж.
    "Боевая оплетка" аналогична вышеописанной. Шхер-тросы оплетали два деревянных штока, установленных на высоте 2/3 длины нижних вант. К тросовой оплетке крепили шканечную сетку, чтобы поврежденные в бою части рангоута и такелажа не падали на людей, находящихся на палубе. В конце XVIII в. эту оплетку заменили особыми тросами, закрепленными на рангоуте, которые поддерживали тали и тросы стоячего и бегучего такелажа, если их срезало огнем противника.


    Стоячий такелаж утлегаря и бом-утлегаря

    Мартин-штаги

    В XVIII в. вместо прямых парусов на блинда-стеньге и бушприте появились более эффективные и удобные паруса - кливера. И хотя их преимущества были очевидны, реи и блинды исчезли не сразу. Прежде чем от них отказались, с целью увеличения площади носовых парусов удлинили бушприт: установили утлегарь, а на него - бом-блинда-рей с новым парусом - бом-блиндом.

    Рис.2 Утлегарь-штаги старинных судов:
    а -простой, середина XVIII в., b -с талями, конец XVIII в.; с -утлегарь и бом-утлегарь-штаги, проведенные к двойному "бушприт-выстрелу".


    Утлегарь потребовалось укрепить стоячим такелажем, в результате появился утлегарь-штаг (позднее названный мартин-штагом), уравновешивающий натяжение штагов и лееров фок-мачты.
    Утлегарь-штаг накладывали огоном на нок утлегаря и, чтобы штаг имел соответствующий разнос, проводили через отверстие "бушприт-выстрела", стоящего на эзельгофте бушприта (рис.2а), затем к бушприту, далее через остропленный блок и набивали на баке.
    В конце XVIII в., когда блинда- и бом-блинда-реи исчезли, на утлегарь-штаг поставили тали. Коренной конец штага крепили на бушприте, пропускали через "выстрел" и вели к ноку, где про-водили через остропленный блок. Пройдя через него, штаг поворачивали к "выстрелу", снова проводили через остропленный блок и набивали на баке при помощи простых талей (рис.2b).
    Существовал и другой способ крепления утлегаря. Двойной утлегарь-штаг закрепляли огоном на ноке утлегаря и проводили через два разнесенных "выстрела", стоявших на эзельгофте бушприта. Затем утлегарь-штаги шли к бушприту через блоки и набивались на баке. При этом дополнительно на середине утлегаря (см. рис.2с) устанавливали пару утлегарь-штагов.
    С Середины XIX в. "выстрел" бушприта стали называть мартин-гиком. Его крепили на бушприте сразу же за эзельгофтом с помощью развилки - усов - и простого растительного ракс-бугеля. Позднее на мартин-гике появился вилко-образный шарнир, который применяют и в настоящее время.

    Утлегарь и бом-утлегарь, выполненные из одного дерева, крепили мартин-штагами. Для этого на нок бом-утлегаря устанавливали бом-утлегарь-штаг, который затем шел через отверстие (третье снизу) в мартин-гике и крепился на недгедсах при помощи простых талей (рис.3). Утлегарь-штаг крепили на верхнем конце утлегаря, проводили через четвертое снизу отверстие в мар-тин-гике и тоже набивали на недгедсах при помощи талей.

    Рис.3 Утлегарь, бом-утлегарь и мартин-гик парусного судна, XIX в.
    1 - утлегарь; 2 - бом-утлегарь; 3 - утлегарь-штаг; 4 - бугель утлегарь-штага; 5 - утлегарь-бакштаги; 6 - перты; 7 - кливер-леер; 8 - фор-брам-штаг; 9 - бом-утлегарь-штаг; 10 - фор-бом-брам-штаг; 11 - бом-кливер-леер; 12 - мартин-гик; 13 - оковка, соединяющая бом-утлегарь с утлегарем; 14 - бом-утлегарь-бакштаги; 15 - бугель мартин-гика.


    Цепной утлегарь-штаг крепили на ноке утлегаря и мартин-гике при помощи бугелей и скоб.
    Стальной утлегарь-штаг появился позднее. Для его крепления на утлегарь и бом-утлегарь ставили два-три бугеля с ушками. К ним при помощи коуша и скобы крепили штаги, которые затем проходили через накладки на мартин-гике, и набивались на носу талями из штаг-блоков или винтовых талрепов.
    Бакштаги

    Рис.4 Утлегарь-бакштаги старинных судов.
    1 - бушприт; 2 - утлегарь; 3 - эзельгофт; 4 - "бушприт-виолина"; 5-блинда-рей; 6 - бакштаги (про-веденные через кренгельсы на рее); 7 - фока-штаг; 8 - фока-лось-штаг; 9 - фор-стень-штаг; 10 - фор-стень-лось-штаг; 11 - кливер-леер; 12 - бугель кливер-галса


    Бакштаги - парные тросы - предназначены для поддержания утлегаря с боков. Первую пару ставили на ноке утлегаря. Тросы проходили через кренгельсы, укрепленные на блинда-рее. Примерно на расстоянии 1 м от рея концы заканчивались блоками, которые вместе со вторыми блоками образовывали тали. Их закрепляли гаком на небольшом битенге на баке. Вторую пару бакштагов крепили на бугеле, который перемещался по утлегарю. На этом бугеле имелось еще маленькое очко для прохода кливер-леера (рис.4).
    Блинда-рей остался и после того, как от блинда отказались. Он позволял создавать бакштагам необходимый разнос. Примерно с середины XIX в. рей укоротили наполовину. Оставшиеся части рея стали называть усами бушприта. Крепить их могли или при помощи вилок, охватывавших бушприт за "бушприт-виолиной", и ракс-бугеля из растительного троса, или при помощи болтов на бугеле.
    В последнее время на парусных судах предпочтение отдают второму способу, особенно если утлегарь длинный. Парусные суда с узким носом иногда несли усы, а вернее боканцы, которые устанавливали на баке или крамболах.
    Обычно бакштаги из растительного троса накладывают огонами на нок бом-утлегаря, поддерживаются на усах коренными бензелями и крепятся вблизи крамбол. Таким же образом ставят и бакштаги утлегаря. Стальные бакштаги утлегаря и бом-утлегаря крепят на бугелях коушами и скобами и набивают недалеко от крамбол талями из штаг-блоков или винтовыми талрепами.


    Пертами называют растительные или металлические тросы, на которые встают матросы во время работы на реях. Один конец перта укрепляют на ноке рея, а другой - посредине. Перты поддерживаются подпертками, которые висят на леере рея на определенном расстоянии друг от друга. Бушприт и утлегарь тоже имеют перты.

    Бегучий такелаж


    Бегучий такелаж - снасти, которые служат для уборки и постановки парусов, для подъема и спуска частей рангоута, реев и пр. Словом, бегучим такелажем называют все подвижные снасти, при посредстве которых выполняются работы, связанные с тягой, выбиранием, травлением. Бегучий такелаж выделывают из пенькового троса и не тируют (не покрывают тиром - специальным составом для покрытия такелажа, который служит для предохранения его от сырости).

    Различают:


    * фалы см. также фалы старинных судов
    * брасы см. также брасы старинных судов
    * шкоты см. также шкоты старинных судов
    * галсы см. также галсы старинных судов
    * булини см. также булини старинных судов
    * гитовы и гордени см. также гитовы и гордени старинных судов
    o гитовы и гордени марселей
    o гитовы и гордени брамселей и бом-брамселей
    o гитовы кливеров, стакселей, триселей и галф-топселей
    * эренс-бакштаги гафеля
    * гика-шкот-тали
    * а также брам- и бом-брам-топенанты


    Брасы


    Брасы - это снасти, закрепленные на ноках реев и служащие для их постановки вместе с парусами под определенным углом относительно направления ветра и движения судна. Поворачивание реев в горизонтальной плоскости брасами называют брасопкой.


    Рис.1. Брасы реев парусного судна.
    1 - фока-брас; 2 - нижний фор-марса-брас; 3 - верхний фор-марса-брас; 4 - нижний фор-брам-брас; 5 - верхний фор-брам-брас; 6 - фор-бом-брам-брас; 7 - направляющие блоки; 8 - грота-брас; 9 - нижний грот-марса-брас; 10 - верхний грот-марса-брас; 11 - нижний грот-брам-брас; 12 - верхний грот-брам-брас; 13 - грот-бом-брам-брас; 14 - бегин-брас; 15 - нижний крюйс-марса-брас; 16 - верхний крюйс-марса-брас; 17 - нижний крюйс-брам-брас; 18 - верхний крюйс-брам-брас; 19 - крюйс-бом-брам-брас.
    Брасы нижних реев


    Брасы нижних реев состоят из шкентеля, укрепленного в ушке оковки нока рея, и хват-талей. Шкентель браса оканчивается блоком, другой блок находится на релинге или выстреле за бортом. Иногда лопарь талей проводят еще через один блок, находящийся тоже за бортом (рис.1)
    Брасы марса-реев

    Брасы марса-реев можно проводить тремя способами.
    Первый способ (с "двойным горденем"). Неподвижный блок крепят на лонга-салингах марса кормовой мачты; лопарь с подвижным блоком ведут вниз к фальшборту на битенг около вант.
    Второй способ (с "одинарным горденем"). Коренной конец браса крепят на нижней ванте (нижний марса-рей) или стень-штаге (верхний марса-рей), лопарь проводят через блок в шкентеле браса и далее вниз к фальшборту на битенг около вант.
    Третий способ (с мантылем). Коренной конец браса закреп-ляют на нижнем штаге (нижний марса-рей) или стень-штаге (верхний марса-рей). Затем брас пропускают через блок шкентеля браса и стропят к другому блоку, лопарь которого ведут к фальшборту на битенг, предварительно протягивая его через блок на релинге или выстреле. Брасы же крюйс-марса-реев направляют к носу судна (см. рис.1).
    Брам- и бом-брам-брасы

    Брам- и бом-брам-брасы имеют в зависимости от размеров судна простой или двойной гордень. Блок крепят на лонга-салингах или огонах вант стеньги. Крюйс-брам- и крюйс-бом-брам-брасы направляют в нос судна (см. рис.1).
    На больших парусных судах нижние брасы и марса-брасы тянут лебедками.


    Шкоты

    Шкоты - это снасти, которыми тянут шкотовый угол паруса к корме.
    Шкоты нижних парусов состоят из двойных или одинарных горденей. Если гордени двойные, то коренной конец шкота крепят в рыме на релинге, а лопарь шкота проводят через блок, укреп-ленный в шкотовом углу паруса, через шкив-гат со шкивом в фальшборте и закрепляют на утке, бортовом или обычном кнехте (рис.1, а).

    Рис. 1. Шкоты прямых парусов: а - нижнего паруса; b- нижний марса-шкот; с - верхний марса-шкот. 1-рей; 2-шкив-гат со шкивом; 3-цепной шкот; 4 - битенг-балка; 6-гордень; 6-двухшкивный металлический блок для шкотов


    Шкоты нижних марселей - это простые тросы или цепи (последние применяют на больших парусных судах). От шкотового угла их ведут через шкив-гат со шкивом на ноке нижнего рея, затем через двухшкивный блок, укрепленный на середине рея, к основанию мачты, и через блок на битенг.
    Шкоты верхних марселей обычно глухие, прикрепляют их к рею при помощи скоб или специальных железных "вилок" (рис. 1, b).
    Шкоты брамселей и бом-брамселей, как и шкоты нижних марселей, проводят к основанию мачты, где закрепляют на битенгах.

    Трисель-шкоты и галф-топсель-шкоты
    Шкоты триселей представляют собой двойные или простые гордени. Если гордени двойные, то коренной конец шкота крепят на ноке бизань-гика, проводят через блок в шкотовом углу паруса, затем через шкив в шкив-гате-гика и закрепляют на утке бизань-гика. Если применяют простые гордени, то шкот от шкотового угла ведут через шкив в шкив-гате гика и крепят: на утке. бизань-гика (рис. 2, а).
    Штаг-блоки ввязывают в штаг при помощи плоских бензелей; нижние блоки крепят на палубе к обухам. На клиперах грота-штаги не имеют талей, и их коуши, ввязанные в огоны, непосредственно крепят на обухах с обеих сторон от фок-мачты.
    Шкот галф-топселя простой: от шкотового угла его тянут через блок, укрепленный на ноке гафеля, к битенгу.

    Рис.2. Трисель-шкот (а), кливер-шкот (b) и кливера на железном судне (с): I - шкентель с коренным бенэелем; II - шкентели шкотов. , 1 - бом-кливер; 2 - кливер; 3 - фор-стаксель; 4 - фалы; 5 - кливер- и бом-кливер-шкоты; 6 - форстаксель-шкот; 7 - бушприт; 8 - кливер- и бом-кливер- ниралы.


    Шкоты кливеров и стакселей
    У этих парусов по два шкота: по одному на каждый борт. На небольших парусных судах шкоты состоят из троса, закрепленного в шкотовом углу паруса при помощи коренного бензеля. Если парус большой (фор-стеньги-стак-сель или большой стаксель), то в шкотовых углах паруса крепят шкентели, к которым присоединяют простые или двойные гордени. При этом коренной конец шкота крепят на фальшборте или баке, на битенге (см. рис.2, b и с).

    Эренс-бакштаги и бизань-гика-шкоты
    Двое эренс-бакштагов, которые представляют собой простые или двойные гордени, удер-живают гафель с боков.
    Бизань-гика-шкоты служат для удержания бизань-гика с боков и состоят из двух талей, закрепленных на бугеле гика-топенантов на ноке гика.


    Галсы

    Галсы - это простые тросы, которыми оттягивают к носу шкотовые или галсовые углы косых парусов и крепят их.
    Галсы прямых парусов

    Галсы грота крепят на мачтовом кнехте. Фока-галсы ведут через направляющий блок, установленный на баке, и закрепляют на нагельной планке фальшборта. Остальные прямые паруса галсов не имеют.

    Рис. 1. Шкоты и галсы стакселей старинных судов:
    а - грота-стаксель; b - грот-стеньги-стаксель; с - грот-брам-стаксель; b - бизань-стаксель; е - крюйс-стеньги-стаксель; f - крюйс-брам-стаксель

    Трисель- и галф-топсель- галсы
    Трисель-галсами называют бензели, которыми крепят галсовый угол паруса у мачты или трисель-мачты. Галф-топсель-галсы - это простые тросы, которые от галсового угла паруса идут вниз к основанию мачты и крепятся на кофель-нагельной планке. Галсы кливеров и стакселей представляют собой бензели, удерживающие галсовый угол на леере или штаге.

    Рис.2. Кливер-шкоты и кливер-галсы старинных судов:
    а - бом-кливер; b - кливер; с - средний кливер; d - фор-стеньги-стаксель.


    Булини

    Булини - это тросы, которые служат для оттягивания к носу наветренных шкаторин прямых парусов, если судно идет в бейдевинд. На современных парусных судах булини применяют только на нижних парусах. Булини соединяют с парусом с помощью булинь-шпрюйтов или булинь-анапутей.
    Фока-булини - это простые снасти, один конец которых прикрепляют к шпрюйту, а второй проводят через блок на фока-штаге и крепят на утке, стоящей на баке.
    Грота-булини крепят на нижнем конце грота-штага, проводят через блок, строп которого может скользить по шпрюйту булиня, и затем закрепляют на утке фальшборта.


    Гитовы и гордени марселей


    Нижние марсели, как и нижние паруса, имеют гитовы, на верхних марселях их нет.
    Бык-гордени на старинных парусниках проводили или по одной, задней, стороне паруса - лицу - или по обеим сторонам. В последнем случае их крепили за нижний лик почти посредине паруса, вели вверх по его передней стороне до половины высоты, затем через отверстие в парусе пропускали на заднюю сторону, через блок на рее и оттуда к нагельной планке фальшборта.
    На современных парусных судах бык-гордени марселей про-водят по передней стороне паруса, как и на нижних парусах, через два блока на рее: один - над местом крепления горденя, а другой - посредине рея. Затем поднимают вдоль мачты вверх, ведут через блок под салингом, а оттуда вниз к нагельной планке фальшборта через вант-клотни на вантах. На больших парусниках бык-гордени марселей проводят так же, как бык-гордени нижних па-русов.
    Нок-гордени ставят только на больших парусных судах на нижних марселях. Их соединяют с бык-горденями.
    Гитовы и гордени брамселей и бом-брамселей

    Гитовы имеются на нижнем брамселе, на верхнем их нет. Гитовы бом-брамселей являются простыми горденями.
    Бык-гордени нижних и верхних брамселей и бом-брамселей проводят так же, как и на остальных парусах.
    Нок-гордени на нижних и верхних брамселях отсутствуют. Парусные суда с одним брамселем имели нок-гордени, заведенные так же, как и нок-гордени на других парусах. Бом-брамсели на больших парусниках имеют нок-гордени, в некоторых случаях они соединяются с бык-горденями.


    Поиск по сайту

    Мини чат
    200

    Новости


    Design by Aigiz © 2010-2011

    Бесплатный хостинг uCoz